Как признать условия кредитного договора недействительными?

кредитный договор

Наученные горьким опытом заемщики, да и просто ответственные клиенты к вопросу повышения своей финансовой грамотности уже давно подходят с максимальной серьезностью. Многим из них, например, отлично известно, что на деле проблема заключения договора личного страхования не должна стоить и выеденного яйца, а взимание целого ряда кредитных комиссий и вовсе признается действом незаконным. Но знатьто они об этом знают, а вот действовать в случае выявления конкретных нарушений со стороны кредитора попрежнему боятся. Или даже не боятся, а банально пекутся о свободном времени, предпочитая оставлять все как есть, постепенно мирясь с существующими недостатками. А зря. Признание одного или нескольких условий кредитного договора недействительнымиэто абсолютное право любого заемщика, потому и не воспользоваться им было бы как минимум глупо.

 
Шаг первый. Пытаемся урегулировать вопрос самостоятельно
Ужесточение контроля над банковским сектором и общий рост финансовой грамотности населения спровоцировали исчезновение многих из допускаемых кредиторами нарушений. Так, например, из тарифных сеток финансовых организаций постепенно выпали комиссии за обслуживание кредитного счета и штрафы за досрочное погашение займа. Да и в вопросе личного страхования у заемщиков наконец появилась хоть какаято свобода выбора.
Означает ли это, что потребители постепенно начинают побеждать банкиров? Не совсем так. По крайней мере, говорить о полном превосходстве их интересов пока немного преждевременно.
Банкиры ведь люди хитрые. Дополнить кредитный договор паройтройкой двусмысленных пунктовдля них это абсолютно плевое дело. Но самое удивительное, что примерно 9 из 10 будущих заемщиков даже не обратят на это внимание и со спокойной душой подпишут договор, который в перспективе сможет весьма серьезно ударить по их карману.
Что успокаивает: оспаривать правомерность действий кредитной организации разрешается и после заключения договора. Так, отказаться от активно навязанных страховых услуг поможет своевременное заявление в адрес страховщика, а факт незаконного взимания платы за внутрибанковские операции можно будет обжаловать в письменном диалоге с самим банком. Главное в этом случаене переусердствовать и не спровоцировать кредитора на досрочное расторжение сделки, которое обязательно повлечет за собой возврат одолженных средств в стопроцентном объеме.
На рассмотрение таких обращений закон отводит до 30 дней. По истечении этого срока банк и/или страховая компания будут обязаны предоставить официальный ответ на поданный заемщиком запрос. Если этого не произойдет или претензия будет отклонена, притом без объяснения причин, последнему придется прибегнуть к помощи сторонних организаций.

 
Шаг второй. Обращаемся за поддержкой к защитникам прав потребителей
Если банк не захочет развивать диалог в нормальной плоскости, можно будет тихонечко надавить на него сверху. Неоценимую помощь в этом окажут специальные ведомства, которые при выявлении допущенных со стороны кредитора нарушений не только потребуют их устранить, но и наложат на кредитную организацию штрафные санкции.

О каких правовых защитниках идет речь?

  • О федеральной антимонопольной службе. Ведомство крайне серьезное. На счету его представителей не одна тысяча разрешенных споров, большая часть из которых связана с взиманием комиссионных отчислений и полным несоответствием рекламных обещаний настоящим условиям кредитования.
  • Об отделах и ассоциации защиты прав потребителей. Заемщики, как покупатели определенных финансовых услуг, как никто другой относятся к категории потребителей, а значит, они имеют полное право рассчитывать на поддержку этой структуры. В разговоре с банком правозащитники без проблем обоснуют и поддержат притязания клиентов, а в случае не самого удачного завершения диалога продолжат выступать на стороне правды и в здании суда.
  • О финансовом омбудсмене. Человек с немного экзотичной для нашего уха профессией тоже будет не против помочь урегулировать возникший между заемщиком и банком спор. Выступив в роли этакого посредника, он сможет добиться максимально выгодных для клиента условий, в том числе реструктуризировать долг и отменить действие незаконных сборов.

кредитный договор
Обращения в эти организации и ведомства принимаются как в электронном, так и в письменном виде. Впрочем, даже устная консультация подобных специалистов вполне себе сможет помочь делу. По крайней мере, о том, каким образом можно законно бороться с банками, не уважающими своих клиентов и допускающими одно нарушение за другим, они расскажут точно.

 

Шаг третий. Подаем заявление в суд
Последней инстанцией, где заемщик сможет защитить свои законные права, станет суд. Одним желанием и исковым заявлением обойтись здесь, конечно, будет сложно. Судья потребует от истца предоставить реальные доказательства своей правоты. Ими, по мнению служителя Фемиды, должны будут стать любые официальные бумаги, так или иначе подтверждающие неправомерность действий кредитора. Быть может, это будет оригинал кредитного договора с указанием всех пунктов, подлежащих исключению, или, например, подборка платежных документов, свидетельствующих об уплате незаконных комиссий. В любом случае заемщику придется хорошенько подготовиться.
Вообще, суды в таких спорах обычно встают на сторону должников, что делает банкиров чуть более покладистыми оппонентами. Не желая затягивать с разрешением не самого серьезного финансового вопроса, представители кредитора нередко заключают с клиентами мировые соглашения и тем самым признают свое поражение. Отдельные банки, конечно, могут сопротивляться до конца, но, встретив на своем пути хорошего адвоката, и они со временем обязательно выкинут белый флаг, потому как закон будет полностью находиться на стороне заемщика.
Между тем последнему при обращении в суд важно не забывать о наличии такого параметра, как срок исковой давности. По разбирательствам в кредитной сфере его продолжительность не превышает трех лет, а значит, по истечении этого временного промежутка любые претензии заявителя могут быть отклонены, в том числе и в суде. Так что лучше не медлить и начинать бороться с нечестными банкирами как можно раньше.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.