Инвестиции в российские стартапы

стартап

Как показывает история бизнеса, многие крупные компании, особенно в сфере IT, начинались как небольшие стартапы. Но очень быстро производимый ими продукт занимал прочную нишу в сфере продаж и начинал приносить стабильный доход. Яркие примеры – Google, основанный двумя выходцами из России, Apple с Стивом Джобсом во главе, компания Rovio, создавшая хитовую игру про птичек и свинок Angry Birds. И если на Западе стартапы создаются практически повсеместно, и создана особая инфраструктура для реализации новых идей, то в России это явление только развивается.

Что такое стартап

Дословный перевод слова startup означает «начало процесса». Под стартапом сейчас понимают молодую компанию, которая выпустила на рынок необычный и очень востребованный продукт, но которой пока не хватает средств для массового запуска своего изобретения.

Если еще 5-10 лет назад под стартапом подразумевали исключительно IT-компании, то сейчас понятие значительно расширились. Любой проект на начальной стадии можно называть стартапом.

стартап

Как правило, финансирование начинает привлекаться авторами стартапа после успешного запуска продукта и его тестирования. На ранней степени обычно используются личные или заемные средства.

Стартап может быть основан физическими и юридическими лицами. Он может не иметь изначального финансирования – например, группа программистов решили выпустить полезное приложение и затем его продать, так и иметь, например, при развитии в бизнес-инкубаторах или при крупных предприятиях.

 

Схема развития стартапа с небольшими вариациями такова:

  • посевные инвестиции – основатели вкладывают в проект собственные средства (иногда заемные), их спонсируют друзья, семья и первые последователи, которых удалось убедить в работоспособности проекта, очень редко на этом этапе подключаются венчурные фонд;
  • ангельские инвестиции – когда продукт уже имеет прототип и первые успехи в использовании, к проекту подключаются частные инвесторы, они нередко получают место в совете директоров;
  • раунд «А», «B», «С» и т.д. – привлечение венчурного фонда и серьезных инвестиций, компания начинает расти и расширяться, продукт выходит на широкий рынок;
  • IPO – компания капитализируется и преобразовывается в акционерное общество с выходом на международные рынки.
стадии развития стартапа

SEED, STARTUP, GROWTH, EXPANSION, MEZZANINE, EXIT — СТАДИИ РАЗВИТИЯ инновационной компании

История возникновения стартапа

Впервые слово «стартап» было использовано журналом Forbes в 1976 году для наименования молодых и перспективных технологичных компаний. Наибольшее распространение термин стартап получил в 1990-е годы, когда на рынок вышли такие гиганты, как Amazon, Google, Facebook, Twitter, Groupon и другие компании, выросшие из небольших объединений единомышленников. Тогда же зародилась и так называемая «философия стартапов» с такими основными чертами:

  • инициатива развития исходит от его участников;
  • в компании нет жесткого регламентирования и распределения ролей;
  • на рынок выводится инновационный и полезный продукт, имеющий отношение к технике и технологии;
  • финансирование привлекается по мере развития компании.

По некоторым исследованиям, в период активного роста в 1990-2000 годы стартапы создали больше рабочих мест, чем традиционные компании. В США была создана целая инфраструктура, поддерживающая стартапы на всех стадиях развития.

 

Основные тренды современных стартапов:

  • технологичность, опора на создание инновационных сервисов и продуктов;
  • использование технологии совместного потребления (eBay, Zipcar, Viber и др.);
  • активное освоение сетевых технологий;
  • удаленные продажи;
  • эргономика и экологичность;
  • упрощение труда и рутинной работы.

Большинство стартапов сейчас «растут» не сами по себе, а в стартап-экосистемах при университетах, крупных предприятиях, в специальных городах, яркие примеры – Кремниевая долина, школа Sloan, бизнес-инкубаторы в Тель-Авиве, Сиэлте, Лондоне, Сингапуре, Токио и др. городах.

Другой источник финансирования – краудинвестирование. Когда создатели стартапа не находят поддержки у крупных фондов, они собирают средства у народа с использованием специальных сервисов, например, Kickstarter.

краудфандинг

краудфандинг для стартапа

Стартапы в России

Особенность стартап-экосистем в России – большое участие государства. Приняты специальные законы, регулирующие деятельность малых предприятий. В 2005 году была запущена программа поддержки небольших компаний научно-технической сферы.

Как показывает практика, наибольшим успехом в России пользуются стартапы, связанные с интернет-технологиями. Это связано с малыми затратами, общим интересом к развитию IT в России и большой поддержкой государства.

Получить финансирование в России можно:

  • у частных инвесторов (ангельские инвестиции);
  • в Агентстве стратегических инициатив;
  • в Фонде развития малых предприятий;
  • в государственных венчурных компаниях;
  • методом «народного» инвестирования на таких площадках как Планета, Boomstarter и др.

Государством создаются бизнес-инкубаторы при крупных университетах – ВШЭ, МГУ, Финансового университета при Правительстве РФ, а также в специальных городах – Сколково, Иннополис.

 

Примерами успешных стартапов в России можно назвать такие компании, как:

  • Lapka, разрабатывающая датчики окружающей среды для iPhone;
  • Looksery , купленная мессенджером Snapchat за 150 млн. долларов, разрабатывающая фоторедактор, позволяющий изменять лица на экране телефона в режиме реального времени;
  • PayOnline, один из крупнейших платежных сервисов;
  • Touch Bank, кредитная организация, использующая интернет-технологии и позиционирующаяся как основной конкурент Тинькофф КС;
  • Здравпринт, разработавший технологию 3D-печати протезов и фиксаторов;
  • Аэрогрин, выпустивший на рынок инновационные ветряные турбины с эффективность в 3 раза выше традиционных генераторов;
  • Panorics , разработавшую камеру для съемки кругового видео с трансляцией изображения в шлем виртуальной реальности с возможностью подключения дополнительных эффектов т.н. «дополненной реальности».

Таким образом, стартапы – это компании новой формации, изобретающие новые необычные продукты и делающие нашу жизнь интереснее и проще. Основателей стартапов объединяет не только уклон в технологичность, но и особая философия. Молодые компании получают финансирование по мере развития и в итоге преобразуются в крупные предприятия. В России культура стартапов еще находится в стадии формирования, но интерес государства к техническим новинкам должен подстегнуть развитие этой отрасли бизнеса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.