Как показывает история бизнеса, многие крупные компании, особенно в сфере IT, начинались как небольшие стартапы. Но очень быстро производимый ими продукт занимал прочную нишу в сфере продаж и начинал приносить стабильный доход. Яркие примеры – Google, основанный двумя выходцами из России, Apple с Стивом Джобсом во главе, компания Rovio, создавшая хитовую игру про птичек и свинок Angry Birds. И если на Западе стартапы создаются практически повсеместно, и создана особая инфраструктура для реализации новых идей, то в России это явление только развивается.
Дословный перевод слова startup означает «начало процесса». Под стартапом сейчас понимают молодую компанию, которая выпустила на рынок необычный и очень востребованный продукт, но которой пока не хватает средств для массового запуска своего изобретения.
Если еще 5-10 лет назад под стартапом подразумевали исключительно IT-компании, то сейчас понятие значительно расширились. Любой проект на начальной стадии можно называть стартапом.
Как правило, финансирование начинает привлекаться авторами стартапа после успешного запуска продукта и его тестирования. На ранней степени обычно используются личные или заемные средства.
Стартап может быть основан физическими и юридическими лицами. Он может не иметь изначального финансирования – например, группа программистов решили выпустить полезное приложение и затем его продать, так и иметь, например, при развитии в бизнес-инкубаторах или при крупных предприятиях.
Впервые слово «стартап» было использовано журналом Forbes в 1976 году для наименования молодых и перспективных технологичных компаний. Наибольшее распространение термин стартап получил в 1990-е годы, когда на рынок вышли такие гиганты, как Amazon, Google, Facebook, Twitter, Groupon и другие компании, выросшие из небольших объединений единомышленников. Тогда же зародилась и так называемая «философия стартапов» с такими основными чертами:
По некоторым исследованиям, в период активного роста в 1990-2000 годы стартапы создали больше рабочих мест, чем традиционные компании. В США была создана целая инфраструктура, поддерживающая стартапы на всех стадиях развития.
Большинство стартапов сейчас «растут» не сами по себе, а в стартап-экосистемах при университетах, крупных предприятиях, в специальных городах, яркие примеры – Кремниевая долина, школа Sloan, бизнес-инкубаторы в Тель-Авиве, Сиэлте, Лондоне, Сингапуре, Токио и др. городах.
Другой источник финансирования – краудинвестирование. Когда создатели стартапа не находят поддержки у крупных фондов, они собирают средства у народа с использованием специальных сервисов, например, Kickstarter.
Особенность стартап-экосистем в России – большое участие государства. Приняты специальные законы, регулирующие деятельность малых предприятий. В 2005 году была запущена программа поддержки небольших компаний научно-технической сферы.
Как показывает практика, наибольшим успехом в России пользуются стартапы, связанные с интернет-технологиями. Это связано с малыми затратами, общим интересом к развитию IT в России и большой поддержкой государства.
Получить финансирование в России можно:
Государством создаются бизнес-инкубаторы при крупных университетах – ВШЭ, МГУ, Финансового университета при Правительстве РФ, а также в специальных городах – Сколково, Иннополис.
Таким образом, стартапы – это компании новой формации, изобретающие новые необычные продукты и делающие нашу жизнь интереснее и проще. Основателей стартапов объединяет не только уклон в технологичность, но и особая философия. Молодые компании получают финансирование по мере развития и в итоге преобразуются в крупные предприятия. В России культура стартапов еще находится в стадии формирования, но интерес государства к техническим новинкам должен подстегнуть развитие этой отрасли бизнеса.