В крупных торговых сетях все активнее раскручиваются различные формы рассрочки или кредитования на приобретение потребительских товаров. Прибегают к такой форме отношений с покупателями и супермаркеты, торгующие продуктами и товарами повседневного спроса. Фактически эти предложения – завуалированные услуги микрофинансистов. Каков механизм кредитования такого типа и стоит ли к нему прибегать?
Анализ консалтинговой компании Frank Research Group (FRG) выявил рост «торговых» займов (POS—займов) на 41% за первые 4 месяца текущего 2016 года в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом. Эксперты связывают это в первую очередь с тем, что в 2015 году сильно просел весь рынок кредитования. Но это не единственное объяснение столь значительному росту. Аналитики FRG отмечают, что оживился данный сегмент и по причине того, что торговые предприятия в партнерстве с МФО и банками стали активнее практиковать «беспроцентные» займы (рассрочки) не только на покупку мебели, компьютерной и бытовой техники, но и на приобретение товаров повседневного спроса, в том числе и еды.
Крупные кредитные организации не считают для себя привлекательным этот сегмент кредитования, полагая, что потребность в мелких кредитах «на еду» не столь велика, да и на капитализацию банка эти займы повлиять не в состоянии. Но ниша не осталась незаполненной, ее облюбовали МФО. В отличие от крупных игроков, они видят перспективу в POS—кредитах и активно сотрудничают с торговыми организациями.
К примеру, за недавним предложением приобретать товары в рассрочку от торговой сети «Утконос» стоит микрофинансовая организация «Рево технологии», которая, кстати, сотрудничает и с магазинами сети «Детский мир», предлагающими своим клиентам покупать в рассрочку игрушки, одежду, канцелярские принадлежности и множество других товаров для детей. Представители МФО разъяснили технологию кредитования. Микрофинансисты приобретают у торговых организаций товары со скидкой, а покупателям выдают займы в сумме полной стоимости, которые они гасят по частям, например, в течение полугода. Разница и является доходом кредиторов. В торговых же точках подобные услуги не декларируются как формы кредитования, а считаются рассрочкой (оплатой по частям). Кредиторы и продавцы считают, что это удобная форма оплаты для покупателей. Представители торговой сети подчеркивают, что не воспринимают своих клиентов как неплатежеспособных граждан, а услуга введена для их дополнительного комфорта.
В Приморском крае можно наблюдать пример, когда торговая сеть аффилирована с кредитной организацией. Речь идет о крупной сети продуктовых маркетов «ВЛ—Март» и МФО «ВЛ—Финанс». В торговых точках сети действуют специальные кредитные отделы, в которых можно оформить карты на суммы 3500 руб. и 10000 руб. Кредитные средства нужно тратить сразу и все, любой остаток «сгорает». В отличие от прошлых примеров, где кредиты практически замаскированы под рассрочку, при погашении займов от «ВЛ—Финанс» на срок до 3 месяцев нужно платить 3—5% в месяц. Неплательщиков ожидают все те же трудности, что и банковских заемщиков: настойчивые напоминания собственной службы безопасности МФО, в случае отсутствия реакции – судебные разбирательства. Со слов специалистов компании, к услугам коллекторских агентств микрофинансисты не прибегает.
Что касается микрофинансирования в целом, то аналитика показывает, что дисциплина погашения микрокредитов хромает: вовремя возвращаются три кредита из четырех, далее при содействии коллекторов удается вернуть примерно половину просроченных займов.
Представитель РЭШ Алексей Горяев считает, что любой новый финансовый продукт на рынке – это неплохо, но только в том случае, если потребителям дается возможность принять взвешенное решение, сопоставив предложение кредиторов и свои возможности.
А Дмитрий Герасименко из консалтинговой службы «Личный капитал» относится к нововведению скептически. Он просит потребителей с осторожностью относиться к подобным предложениям, поскольку микрофинансисты – любители заламывать огромные проценты и назначать за неисполнение сроков договора займа жесткие санкции. В целом, по мнению Герасименко, появление кредитов на товары первой необходимости – тревожная тенденция, свидетельствующая о снижении уровня жизни граждан.