Для многих россиян банковские карты стали верными и надежными средствами оплаты. Банкиры постоянно совершенствуют системы защиты своих карт, но злоумышленники тоже не сидят на одном месте, а изобретают совершенно новые способы мошенничества. В статье будут приведены примеры отработанных видов мошенничества и совершенно новых их видов.
Старые отработанные приемы мошенничества
Большинство мошенников сейчас работают по отлично отлаженной схеме с банкоматами. Они с помощью некоторых устройств (шиммеров и скиммеров) могут считать магнитную полосу, вставляемой в банкомат карты. А иногда, при помощи этих устройств, можно считать код и номер карты. Эти данные мошенники записывают на обычные пластиковые карты. А по этим картам можно снять деньги в любой точке мира.
Еще один способ — это кража вашей карты. Для этого используется небольшой кусок фотопленки, который заранее помещается в приемник карты банкомата. Эта пленка мешает возврату карты после окончания операции. Пока хозяин карты занят разговором с банком, мошенник незаметно достает карту и убегает. Очень многие мошенники обладают определенными компьютерными знаниями. Они могут занести вирус в настоящий банкомат. А могут установить в людном месте и фальшивый банкомат, поэтому нужно быть предельно внимательными при работе с незнакомыми банкоматами.
В сети можно применить фишинг – это рассылка сообщений и писем от имени интернет—магазинов или банков. Целью этого является перенаправление клиента на фальшивые страницы, которые почти ничем от настоящих не отличаются. Если на такой странице совершить при помощи карты какую—нибудь сделку, то все данные с карты попадут в руки злоумышленников. Чтобы своровать данные с карты, мошенники создают различные вирусы, которые внедряются в ваш компьютер в то время, когда вы будете скачивать нужные программы. Когда вы расплачиваетесь картой в ресторана или кафе нужно быть вдвойне бдительным. Недобросовестные официанты могут получить данные с вашей карты и своровать деньги.
Последние новые приемы мошенничества
Совсем недавно опять вошли в моду методы вишинга (воровство при помощи телефонного звонка). В данном случае, у невнимательного хозяина карты всяческими обманными путями узнают данные карты. Многие уже слышали о случайном лотерейном выигрыше, который можно получить на карту, если сообщить ее данные.
Появился новый вид вишинга, который направлен на людей, продающих что—нибудь. Например, человек размещает объявление о продаже своей мебели. Ему перезванивает «покупатель», который хочет перевести деньги на карту продающего, а потом приехать и забрать товар. От продавца требуется указать срок действия карты, CVV—код, и номер, что он и делает. Мошенник отвечает, что по какой—то причине не произошел перевод денег и предлагает снова повторить операцию. Продавец, естественно, называет мошеннику код, пришедший по смс, а ситуация опять повторяется. Таким образом, жертва сама подтвердила коды списания средств с карты.
Еще один новый способ мошенничества, который применяется при покупках с использованием бесконтактной оплаты при помощи карты. В этом случае мошенник применяет поддельный терминал или малоприметное устройство, установленное в многолюдных местах, где принимают пластиковые карты. Этот метод очень похож на схему угона автомобиля, когда перехватывается сигнал электрического замка. Но этот способ не часто используется мошенниками, так как при бесконтактной технологии можно снять не более 1000 рублей, а динамический код обновляется после каждой операции.
Кто же может помочь пострадавшим
В обязанность банков входит помощь пострадавшим от мошеннических действий с картами. Но существуют некоторые условия, которые пострадавшие обязаны выполнить. Существует закон о платежной системе, согласно которому держатель карты, когда получает уведомление о незаконной операции, обязан сообщить об этом банку. Сообщить нужно не позднее следующего дня после проведения транзакции. Банк будет рассматривать заявление в течение месяца. Если не будет доказательств, что держатель карты был пособником мошенникам (например, на карте был написан пин—код), то банк должен будет возместить потерянные денежные средства.
Даже, если мошенники узнали пин—код и воспользовались им для снятия денег через банкомат, существует шанс вернуть украденные средства. Если пострадавший обратится в банк с претензией в течение 24 часов с момента кражи, то банк гарантирует возврат денег. В этом случае, пострадавшей стороной будет банк.
При отказе банка возместить потерянные деньги, заявляя о том, что клиент сам виноват, то действия банка рассматриваются в суде. В этом случае банку нужно будет предоставить доказательства вины потерпевшего клиента, что сделать совсем не просто.
Сложнее будет тем, кто отказался от услуги смс—информирования в собственных целях экономии. Держатель карты не узнает вовремя о действиях мошенников и не обратится в банк в течение суток. Тогда, даже с помощью суда, ему не возвратят украденные деньги. Существует закон «О национальной платежной системе» от 2014 года, который обязал банки информировать клиентов о производимых действиях с пластиковыми картами.
Смс—информирование все еще остается платным, а многие владельцы карт экономят на этой услуге. Хитрые банкиры этим умело пользуются. Например, для банкиров будет очень удобным способ предоставления бесплатной выписки при обращении в банк. Все же будет разумным потратить небольшую сумму на смс—оповещения, чтобы избежать больших потерь.